?

Log in

No account? Create an account

Назад | Вперед

Про зайцев и яйца

Всем привет!

А у нас Пасха началась. По счастью, здесь не наблюдается никакой религиозной истерии, и Пасха ценна в первую очередь длинными выходными :) У детей каникулы, и многие взрослые прилепляют к выходным маленький отпуск. Вообще, Пасха - это как будто бы такой детский праздник (Рождество, впрочем тоже). На Пасху кругом разноцветные яйца, в том числе и шоколадные, нарциссы (называемые по-немецки, кстати, пасхальными колокольчиками), ягнята, цыплята, зайцы... Живые, игрушечные, механические, шоколадные. Главный герой детской Пасхи - это... нет, не тот, о ком вы подумали, а Пасхальный Заяц (Osterhase)!


Он приносит детям подарки и... прячет их. Для тех детей, у родителей которых есть дом с садом, заяц прячет подарки в саду, если сада нет, прекрасно обходится квартирой. То есть, если хочешь получить подарок, надо сначала его найти :) В основном, надо сказать, Заяц приносит в подарок яйца. В нарядной такой корзиночке.



Иногда просто крашеные, чаще – шоколадные. Ну и шоколадных же зайцев :)



Что касается ответа на вопрос, несет ли Пасхальный заяц яйца или только их раскрашивает, мнения сильно расходятся :)))

Я, по-моему, уже когда-то писала, что меня с самого начала нашей жизни в Германии страшно интересовал вопрос: при чем тут заяц?! Я, хоть и нерелигиозна, но символы Пасхи мне известны: яйцо (и цыпленок) - символы воскрешения, ягненок - символ жертвы, хлеб и вино - символы плоти и крови. Заяц как-то совсем не при делах. Я даже Ромку, когда тот еще ходил на уроки религии, настропалила задать этот вопрос учительнице. Второклассник Рома после этого пришел из школы немного озадаченный. "Учительница, - говорит, - что-то перепутала: сказала, что заяц - это символ Пасхи из-за того, что он весной пробуждается от спячки. Но ведь все знают, что зайцы в спячку не впадают!"



В общем, пришлось мне обратиться к интернету. И интернет поведал, как обычно, много интересного.

Немецкие источники сообщают :), что Пасхальный Заяц был впервые упомянут в 1682 профессором медицины Георгом Франком фон Франкенау в трактате "De ovis paschalibus". Там профессор описывает обычай, распространенный в Верхней Германии, Пфальце, Эльзасе и Вестфалии. Обычай заключался в том, что Пасхальный Заяц прячет яйца в саду, траве и кустах, а дети ищут эти самые яйца к великой радости и потехе взрослых. Тот факт, что именно заяц принес и припрятал яйца, профессор называет "сказкой, которую рассказывают детям и глупцам".



Но вообще-то, "заячья" символика существовала уже в средневековом искусстве.
Правда, существовать-то она существовала, но в руки, как тот заяц, не давалась. В том смысле, что расшифровать ее было нелегко.

φυσιολόγος (ФизиолОг), книга но естествознанию из 2 (или, может, 3) века повествует о зайце, который спасается от опасности, забираясь высоко на скалу. Но если он побежит по холму вниз, то из-за своих коротких передних лап будет быстро пойман и съеден врагом. По одной из версий именно на основании этого факта св. Василий Кесарийский проповедовал, что мол вот и мы люди должны за разрешением своих проблем карабкаться наверх, к Христу, а не искать решений внизу, в земных наших джунглях, ибо там подстерегают нас различные демоны и сам диавол. Правда, другая версия говорит о том, что проповедь возникла на почве трудностей с переводом. Просто вот св. Иероним в своем переводе Библии на латынь понял еврейское «schafan» (даманы) как «lepusculus» (зайчики), а другие святые не разобрались и давай проповедовать :) Но это неважно. Важно, что с легкой руки святого св. Василия стало считаться, что заяц подает нам, людям, хороший пример. Это с одной стороны. А с другой - Книги Моисея никто не отменял, они для христианина тоже, не побоюсь этого слова, сакральны. Так вот Моисей как раз зайчика ругает. Мол, заяц - символ сексуальной необузданности, похоти и разврата. И вот уже св. Норберт из Энкенбаха ставит нашего зайца на страшном суде по левую руку от Агнца вместе с другими нечистыми зверями. Так что заяц у нас то ли символ слабого человека, во всем полагающегося на Христа, то ли похоти. То трудного бега в правильном направлении, то ли вечного бега за удовольствиями. То ли всего сразу. То ли попеременно. То ли того, что обо всю эту символику запросто голову можно сломать.

В любом случае, вопрос о роли зайца в той или иной средневековой картине решать полагается, исходя из контекста. Причем контекст может быть такой, что означать в нем заяц будет и вовсе что-нибудь другое. Возьмём, например, "трёхзайцевое окно" в соборе г. Падеборн. Там три зайца, делящие три уха на троих, символизируют, по предположениям знающих людей, не что иное, как... Троицу! Ну, единство Отца, Сына и Святого Духа, вы знаете:



Вообще-то, это "троезайцие" известно из разных времен и культур, в том числе дохристианских. Так что, видимо, оно когда-нибудь в древности обозначало что-то другое. Ну, бесконечность бега времени, например. Круговорот всего в природе... Но Христианство всё это дело приспособило без лишних разговоров под свои нужды. Но и Христианству это символ тоже замечательно подошел. Так не пропадать же добру, в самом деле! :) Вон даже на некоторых раннехристианских крашеных яйцах можно было увидеть изображение этих самых зайцев. С тремя ушами на троих.

И кстати о древности. В легендах древнего Египта заяц ассоциируется с луной и ночью, ведь именно ночью он выходит на поиск пищи. Из-за этой связи заяц стал также символом нового периода жизни, ее возрождения. А также жизненной силы и плодородия. Плодородие, конечно, здесь лишнее, но тем не менее, мне кажется, что и есть ответ на вопрос "при чем здесь заяц?!"



А вот вам "Мадонна с Кроликом" Тициана. Здесь у нас и хлеб с вином, и овечки на заднем плане, и белый кролик:



Специалисты считают, что картина может быть истолкована, как символ воскрешения Христа. Или же как победа духа над плотью. По желанию :)

***
Вот.

Кажется, всё понятно. Но от моего исследования осталось еще несколько разных версий.
Поэтому - не пропадать же добру! - я вам их тоже изложу. Кто не спрятался, я не виноват :)

Версия первая. Забавная. Утверждает, что Пасхальный Заяц обязан своим появлением... неудаче пекаря. В Христианской традиции, как мы знаем, символом Пасхи является Агнец. Так что с давних времен к Пасхе было принято выпекать пирог в виде ягненка. Говорят, что у одного пекаря вместо ягненка выпекся... правильно, заяц!



Версия вторая. Прозаическая. Предполагает, что Заяц, красиво раскрашивающий и прячущий яйца появился... просто так. В 18-м веке, в протестантской городской среде. И радостный беззаботный поиск яиц был знаком светского праздника.



В другом источнике, российском, нашла еще одну версию, интересную: По старой немецкой традиции заяц оставляет в подарок детям гнездо с удивительными цветными яйцами. Обычай появился в восемнадцатом веке (профессор фон Франкенау, правда, описал его в 17-м, но кто там считает? :)). Такие красивые яйца не могла нести обычная курица. Немцам хотелось добавить сказки. Так в Саксонии приносил яйца петух, в Баварии – кукушка, в Гессене – лиса, в Эльзасе – аист. Вот и заяц тоже начал нестись.



Со временем он вытеснил прочих конкурентов и стал главным символом католической Пасхи. Никто толком не знает, откуда пошел обычай прятать яйца. А некоторые знатоки истории связывают его с именем самого... Гете. Говорят, что это он придумал такое развлечения для своих гостей. После того, как дети и взрослые находили яйца в саду под кустами, не оставалось сомнений, что пасхальные яйца несут не куры, а зайцы. С его легкой руки в Западной Европе и Америке шоколадные и марципановые кролики – любимое лакомство и детей, и взрослых.
© Shkolazhizni.ru




Надо сказать, про Гёте мне в немецких источниках ничего не попалось, а про разных зверей, несших пасхальные яйца – нашла.

Ну а если вы спросите меня, то я считаю самой правдоподобной версию о слиянии Христианства и язычества. Была у древних тевтонов богиня весны, плодородия, луны и утренней зари по имени Оэстра. У англо-саксов она же звалась Эострой. Так вот, эта богиня иногда изображалась с кроличьей головой. А иногда и с человеческой. Говорят, что Оэстра превратила птицу в зайца, но он продолжал нести яйца :) Заяц был ее ритуальным животным и нес не только яйца, но и богинин светильник, не всякому зверю такая честь :) Оэстру чествовали в день весеннего равноденствия. Она вместе со своим зайцем была символом новой жизни, возрождения, весны и плодородия. Точно также, как, в конечном итоге, и Пасха. Ну, разве что за исключением последнего пункта :) Так что Христианство просто впитало в себя языческую традицию и придало ей новый смысл. Да что там, даже название праздника происходит от имени богини: Оэстра – Ostern, Эостра – Easter.




В общем, веселой всем Пасхи! :)))


Источники:
http://de.wikipedia.org/wiki/Osterhase
http://de.wikipedia.org/wiki/Hase_in_der_Kunst#Christliche_Kunst
http://www.jewels24-news.de/weihnachten-valentin-muttertag-geburtstag/ostern-osterzeit/ostern-und-der-osterhase/
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-45578/
http://ria.ru/spravka/20140420/1004281685.html#ixzz2zbas55Z8
http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%97%D0%B0%D1%8F%D1%86
http://nourriture.ru/content/news-intresting/index.php/1440216/

Темы:

Comments

( нанизано монет: 22 — Нанизать монетку )
natalianova
Apr. 3rd, 2015 04:42 am (UTC)
С Праздником! Викуленька)))))
monisto
Apr. 4th, 2015 03:03 pm (UTC)
Спасибо, моя солнышка! :)))
tan_y
Apr. 3rd, 2015 08:31 am (UTC)
Красотища!

А с зайцем действительно интересно, какая-то всемирная мистификация. Вот еще версия от моей френдессы: http://klebestr.livejournal.com/94983.html
monisto
Apr. 4th, 2015 03:04 pm (UTC)
Хорошая версия :) Не хуже других :)
ku_lina
Apr. 3rd, 2015 09:20 am (UTC)
Вика, вот еще одна версия! М с наступающим праздником! :)

http://ku-lina.livejournal.com/309334.html?thread=2986326#t2986326
monisto
Apr. 4th, 2015 07:47 pm (UTC)
Спасибо, Лина! И тебя тоже! :)

Эту весию я тоже слышала, но нигде не нашла о ней упоминаний. Искала, но не нашла. Мне кажется, что это всё-таки не легенда, а просто сказка для детей из более позднего периода. Потому что в классическом "взрослом" Христианстве животные могут являться символами, но не очеловечиваются. Не имеют не души, ни свободы выбора.
uhu_uhu
Apr. 3rd, 2015 12:51 pm (UTC)
УХ ты, какое скрупулёзное научное исследование ты провела про зайцев!:) РЕшпект и уважуха!
Мне тоже больше понравилась языческая теория. И зайчик последний - такая лапочка!
monisto
Apr. 4th, 2015 07:48 pm (UTC)
Спасибо! :) Языческая версия больше всего похожа на правду. В ней всё сходится.
kisunika
Apr. 4th, 2015 11:28 am (UTC)
когда я увлеклась посткроссингом, то тоже удивлялась пасхальным зайцам на иностранных открытках:)
и мухоморам со свинками - на новогодних:)
monisto
Apr. 4th, 2015 07:50 pm (UTC)
Ну вот. Теперь и с зайцами всё разъяснилось :)
eolika
Apr. 16th, 2015 11:18 am (UTC)
Какой прекрасный пост у тебя. Спасибо даже! :)
Мне в детстве зайчик носил сюрпризы из леса. Не сам, а передавал с мамой и её подругой.
Связана эта история была с грустной для реального зайчика историей. Зайчик жил у нас недолго, во дворе, а потом его пустили на суп. А мне сказали, что зайчика отпустили в лес, и вот он мне подарки передавал.
monisto
Apr. 16th, 2015 11:35 am (UTC)
Да, вот нельзя давать детям близко знакомиться с живностью, предназначенной "на суп". Мама рассказывала, что ее двоюродный брат в детстве даже рыбу не давал убивать! Закрывался в ванной, где плавал какой-нибудь карп (купленный в качесте будущего гефилте фиш) и кричал родителям через дверь "живодёры!!!" :)

А представляешь, у меня есть коллега, которая с детства держит дома кроликов в качестве домашних любимцев. Так вот однажды, будучи еще школьницей, она слишком поздно вернулась домой с прогулки и кролика дома не нашла. Потому что ее отец в качестве наказания убил зверька и сварил. А шкуру развесил в ванной, потому что надеялся, что она высохнет и превратится в воротник. И эта шкура там пару недель висела, зияя дырками на месте глаз...

Правда, тут надо сказать, что это семейство родом из Китая. Немцам разве что в страшном сне такое могло бы присниться.
eolika
Apr. 16th, 2015 11:42 am (UTC)
Про брата - прекрасно))
Про немецко-китайского зайчика - мдааа, ужас, бедная девочка.
Вообще конечно сколько культур, столько и традиций. Так всё у всех по разному! Что в одной культуре травма, в другой обыденное дело.
monisto
Apr. 16th, 2015 12:37 pm (UTC)
Я понимаю, что в сельском Китае (как, впрочем, и в других сельских местностях) животина - не друг и не партнер по играм, а либо помощник в работе, либо еда. Но. Эта семья живет в Германии уже лет 30. Приехали они сюда не что-нибудь, а защищать диссертации. То есть не совсем уж какие-то селяне :) А дочь их и вовсе родилась в Германии, ходила в немецкую школу и т.д. А самое главное, кроликов своих любит-обожает. Так что папа там просто... очень альтернативный. Это я не только по этому случаю сужу, но и по другим коллегиным рассказам тоже. Вообще про эту девушку и ее семейство можно отдельную историю писать.
eolika
Apr. 16th, 2015 01:51 pm (UTC)
Вот и идея! Пиши! Если конечно тебе самой интересно.
Читать-то будет точно интересно :)
monisto
Apr. 16th, 2015 02:30 pm (UTC)
Боюсь, будет злобно. Она, знаешь, очень своеобразная особа. Ей сложно симпатизировать.
eolika
Apr. 16th, 2015 02:45 pm (UTC)
А "злобно" - это не соответствует стилю твоего журнала?
Вообще-то злобные посты весело читать))
Ну - определённого толка, не любые конечно. Но такое будет интересно, я думаю. Мы все кого-то любим и кого-то не любим, мы не Иисусы же. Это правда жизни).
monisto
Apr. 17th, 2015 01:48 pm (UTC)
Да нет, я и злобное пишу. Но тут просто... ну, я не знаю, как будто сплетни, что ли... Но, когда она меня в очередной раз достанет, может, и напишу :)
eolika
Apr. 17th, 2015 01:54 pm (UTC)
Ха, ну в таком случае три четверти литературы это сплетни)))
Реально, как почитаешь про романы и поэмы, оказывается, там чуть не все герои списаны с реальных лиц своего времени. Хоть у Толстого, хоть у Пушкина. В общем у русских писателей точно. Думаю, что и не русские любили брать прототипы.
Ты скажешь, у тебя не художественная литература, а блог. Ну да. Ну например ты читала блог Славы Сэ? Смешно пишет, и всегда же про реальных людей. Про что ещё писать-то, если не про путешествия. Есть конечно исторические справки, есть всякие размышления. Но жанр "про людей" стоит наравне с другими, и не меньше других интересен.
eolika
Apr. 17th, 2015 01:57 pm (UTC)
И да, вон Баксус часто пишет про людей, просто меняет имена, всякие мелочи обстоятельств, чтобы нельзя было узнать прототипов, поскольку всё таки жил тогда в той же стране, где и эти люди, и главное писал для окружающих, и реально могли найтись кто-то, кто знаком с прототипами.
Но это ведь не случай русскоязычного блога и немки-китаянки?
А у Баксуса даже есть одна история, которую я ему рассказывала про свою подругу, он так ловко переплёл её с другой историей про своего знакомого (превратив мою подругу в мужчину, хаха), что никогда никто не узнает))
monisto
Apr. 17th, 2015 02:32 pm (UTC)
Можно еще писать про себя :)))
Мне кажется, про людей людей (обычных людей, не записных злодеев, преступников или политиков) надо писать... ну, я не знаю, с сочувствием, что ли. Со-чувствием :) Если не найдёшь, в чем человек тебе хоть немножечко симпатичен или хотя бы понятен, хорошего ничего не выйдет. Ну, это мне так кажется. Хотя... нашей девушке я сочувствую. Bременами. А временами она меня раздражает просто до скрежета зубовного. Наверное, надо написать всё же. Только надо сначала начатое закончить...
eolika
Apr. 17th, 2015 02:33 pm (UTC)
Заканчивай. И начинай!)))
Про себя - сам-то тоже людь))
( нанизано монет: 22 — Нанизать монетку )

Календарь

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Темы

Powered by LiveJournal.com