?

Log in

No account? Create an account

Назад | Вперед

Простые числа - 1

9 февраля 1998 года мы переехали на ПМЖ в Германию. Этот день мы никогда особенно не отмечаем, но помним. А сегодня еще и дата такая некруглая – 17 лет. Но мне нравится слово „семнадцать“ и мне нравятся простые числа :)

Кстати, кто не читал, тут о том, когда и почему я раз и навсегда решила навсегда уехать из Росии.

А тут – маленькая эпопея про то, как мы добирались до нашего первого немецкого «дома».

Давным-давно собираюсь сделать такой цикл постингов про Германию. Но, честно говоря, чем дольше собираюсь, тем меньше уверена, что у меня хоть что-то получится. Уверенности, знаете, нет. К каждому утверждению находятся оговорки, к каждому правилу – исключения.

Это же только когда ты только приехал, всё сразу ясно, как день. И про Германию, и про немцев. Просто и безоговорочно. Вот мне, к примеру, Германия с первого взгляда показалась страной, где всё зависит исключительно от чиновников. Причем не сказать даже, чтобы это было плохо. Надо просто действовать по правилам и тогда все проблемы разрешаются сами собой. Кроме того, Германия была для меня страной, где в 6 часов вечера перестают работать все магазины, а улицы вымирают. Где невозможно купить вкусного хлеба или экстравагантного платья. А также „плечиков“ для одежды или ложки с дырочками... как она назывется... а, шумовка! Про немцев я знала меньше. Просто потому, что языка не знала и общаться, соответственно, не могла. Но всё равно считала, что немцы все, как один, невротизированные педанты, недоверчиво выглядывающие из-за своих аккуратных заборчиков. Помешаны на чистоте, порядке, пунктуальности и экономии. Что они покупают вещи и продукты исключительно на распродажах, поддерживают в квартире температуру не выше 18-ти градусов и пересчитывают на калькуляторе сдачу в ресторане. Ну и еще, что когда их просишь говорить помедленнее, то говорят в том же темпе, только громче.

Но со временем, когда выучиваешь язык, знакомишься с людьми и со страной, ясности странным образом значительно убавляется. Узнаешь больше, различаешь лучше, и картинка перестает быть такой плоской и черно-белой. Она как будто бы вырастает вместе с твоим опытом, наполняется подробностями, дополнениями и исключениями, приобретает объем. И тебе уже самой смешно: ну надо же было быть такой поверхностной дурочкой.

Но все равно чувствуешь себя одним из тех слепых, что ощупываю т слона. Помните эту притчу? – Тот, кому попался под руку хобот, утверждает, что слон похож на змею, тот, кому нога – на столб, а тот, кому хвост – на веревку. Вот и я, слыша или читая рассказы „наших людей“ о Германии, время от времени всерьёз сомневаюсь, в одной ли и той же стране мы живем. Или в разных, а?

Справедливости ради надо сказать, что так обстоят дела не только с эмигрантами, но и с местными жителями, аборигенами, так сказать. Германия – вот сюрприз! – она очень разная. И различия проходят здесь не только по образовательному и имущественному цензу, по признакам „столица-провинция“ (а столиц у нас, кстати, много) или „город-село“, но еще и по землям. Даже, скорее по сторонам света. Юг Германии – это вам не север или запад. А уж восток и вовсе дело тонкое :) Причем это вовсе не значит, что юг лучше или хуже запада. Просто они разные!

Да что там говорить: чуть ли не каждый город имеет свой официально признанный диалект. Не „неграмотный“ немецкий, а диалект. Вот в Кёльне, например, говорят иначе, чем в Дюссельдорфе, хотя из одного города в другой можно доехать буквально на метро. А заблудившися в баварских Альпах гамбуржец, спросивши дорогу у местного жителя, наверняка будет до-олго соображать, что же ему всё-таки сказали. На его же родном немецком языке. А говорят иначе, значит и думают иначе. В этом я много раз убедилась. Конечно, всех объединяет
хохдойч, то есть „высокий“ немецкий. Академический. На нем говорят по телевизору и учат детей в школе. И тем не менее, у нас в округе, например, каждая деревушка гордится своим говорком, холит его и лелеет. И штутгартцы гордятся. Мы, говорят, можем всё, кроме хохдойч :) В последнее время, правда, всё чаще вижу новый слоган: „Мы можем всё, даже хохдойч.“ :)))

Но что-то я отвлеклась :) Хотела сказать о том, что Германия разная, а вон куда меня понесло.

Так вот. Германия разная. Вроде маленькая страна, а такая неоднородная. И каждый ее житель „варится“ в своем супе. Живет в своей земле, своем городе, своем социальном слое, ощупывает свой кусочек слоновой тушки и не спешит перебираться от ноги к хоботу.

В этом смысле, мне кажется, у эмигрантов даже больше шансов объять необъятное. Пока доберешься до собственного супа, и с теми поваришься, и с этими. И там, и тут. И требуется от тебя всего-навсего быть неленивым, да любопытным.

Вот взять, например, меня. Мы с семьёй жили в маленьких саксонских городках, потом переехали в большой (по немецким понятиям) город Лейпциг. Я поработала в Мюнхене, теперь работаю и живу в Штутгарте. Так что восток и юг  - мои :) Моя сестра жила в Дюссельдорфе, теперь живёт в Бонне. Так что косвенно я связана и с западом. Остаются север и центр :) И Берлин. Который не только является самостоятельной землёй, но и имеет свой совершенно особый характер. Я, конечно, нежно полюбила наш юг, он у нас, как и положено, немного более консервативный и своенравный, но зато и тёплый во многих смыслах этого слова :), но кто его знает, как оно сложится? Северный сдержанный Гамбург, например, мне очень нравится. Он, кстати, где сдержанный, а где и ого-го. В тихом омуте, как говорится... А вот Берлин, признаться, я не особо жалую, но, возможно, это просто из-за шапочности нашего знакомства.

И вот, теперь, когда я вам рассказала, какой я великий путешественник и как всю немецкую жизнь в совершенстве превзошла... я прервусь и пойду спать :) А про то, что собственно сказать хотела, напишу завтра. А это у нас будет такое вот затянувшееся предисловие :)

Темы:

Comments

( нанизано монет: 31 — Нанизать монетку )
vadim_from_ampf
Feb. 10th, 2015 01:15 am (UTC)
Пишите исчо!
У нас тоже - 17 лет.
Вернее так - я без семьи приехал в декабре 1997 .
А жена с дочерью подтянулись в июле 1998.
monisto
Feb. 10th, 2015 11:16 pm (UTC)
Обязательно напишу. Только сегодня что-то не получилось. Постараюсь завтра.
natalianova
Feb. 10th, 2015 05:03 am (UTC)
Я дико извиняюсь, Ромке уже 19???? Ему ведь 2 годика было, когда вы переехали???
Мы с тобой уже 8 лет знакомы, представляешь!!!!
monisto
Feb. 10th, 2015 11:17 pm (UTC)
Да, 19 :)))
Ты вообще была моим первым ЖЖ-шным читателем! Я помню :) Если бы не ты, меня, может, здесь и не было бы.
(no subject) - natalianova - Feb. 11th, 2015 04:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - monisto - Feb. 11th, 2015 05:30 pm (UTC) - Expand
dinoza_yats
Feb. 10th, 2015 05:33 am (UTC)
С удовольствием и интересом прочитал. Пишите еще такое :)
monisto
Feb. 10th, 2015 11:17 pm (UTC)
Спасибо! Обязательно напишу!
uhu_uhu
Feb. 10th, 2015 06:59 am (UTC)
Ещё даже не пройдя по ссылкам, захотела откомментить. Ужасно люблю такие посты, про принятие кардинальных решений в жизни, про знакомство с новой страной, про адаптацию к совершенно новой жизни. А тем более, что всё это касается Германии, и можно сравнить с собственным опытом. Я ведь даже "игру по станциям" - "Как начать жить в Германии", написать хотела, даже станции для себя определила.:)
Буду ждать следующего поста, а пока пойду, почитаю по ссылкам.
monisto
Feb. 10th, 2015 11:19 pm (UTC)
Ой, как интересно! Может, еще напишешь?
(no subject) - uhu_uhu - Feb. 11th, 2015 04:42 am (UTC) - Expand
uhu_uhu
Feb. 10th, 2015 07:03 am (UTC)
Да, а Берлин - замечательный город, очень похож на Питер, и по архитектуре в некоторых частях и по насыщенности культурной жизни. Я там в общей сложности девять месяцев прожила.
Просто его надо узнать поближе.:)
monisto
Feb. 10th, 2015 11:19 pm (UTC)
Да все любят Берлин, одна я какая-то не такая! Надо будет действительно поближе с ним познакомиться.
vika_fe
Feb. 10th, 2015 09:54 am (UTC)
Со Знаменательной Датой! и с тем, что у вас все получилось!
Жду рассказов про германскую жизнь !
monisto
Feb. 10th, 2015 11:20 pm (UTC)
Спасибо! Будут!
tan_y
Feb. 10th, 2015 05:29 pm (UTC)
"когда их просишь говорить помедленнее, то говорят в том же темпе, только громче."
:)))

"А говорят иначе, значит и думают иначе."
100%

"у эмигрантов даже больше шансов объять необъятное."
Это верно. Они на всех смотрят в равной степени со стороны.
monisto
Feb. 10th, 2015 11:25 pm (UTC)
Увы, иметь шансы не значит ими воспользоваться. Не зашориться трудно, а остаться сторонним наблюдателем почти невозможно.
bigovka
Feb. 10th, 2015 06:14 pm (UTC)
перечитала Ваши рассказы о переезде по ссылкам. Удивительно пишете! Будто с Вами вместе из Питера уезжала. На рубеже 80-90-х два друга с семьями тоже уехали оттуда из-за угрозы погромов.
Очень правильно сделали, что уехали. Государство ничуть не изменилось и теперь говорит: я ничего не знаю о твоих проблемах и страхах. И знать не желаю. Но если ты чем-то недоволен и будешь это высказывать публично, то будь уверен - я скручу тебя так, что мало не покажется. Так что сиди и не вякай.
monisto
Feb. 10th, 2015 11:27 pm (UTC)
Вот! Именно это "ты меня не интересуешь" и разорвало мою связь со страной и государством. А ведь "скручу тебя так, что мало не покажется" тогда еще не было...
leni2263
Feb. 10th, 2015 08:12 pm (UTC)
Вика, неожиданно-т.е. вы уехали только на слухах? но мне сложно судить, у нас в семье не было пострадавших в погромах. я всегда за тех кто уезжает если ему плохо на родине-и родине хорошо и вам. я хочу рассказать об одном случае в моей семье. моя мама умерла когда мне было почти 14-ушла на работу в один декабрьский предновогодний день и больше не вернулась-одна сотрудница на работе ей сказала, что она ездила в Германию не на могилу отца (а она много лет искала его, погибшего там в 45), а за тряпками. в итоге-инсульт, в сознание она так и не пришла. эта женщина потом уехала в израиль, она была еврейка и я помню ее фамилию. так мне что всех евреев ненавидеть из-за одной..непорядочной женщины. и это не слухи, а факты. не знаю, в Питере может было по-другому, но в Москве в конце 80-ъхгодов я не помню таких страхов. я работала в НИИ в то время, у нас было немало евреев.
но в любом случае я рада что все у вас получилось!
monisto
Feb. 10th, 2015 11:37 pm (UTC)
Света, мне очень жаль, что так случилось с вашей мамой. Даже не знаю еще, что сказать. Правда, ужасная трагедия.
Но вы меня неправильно поняли, а может, я не смогла что-то донести, не знаю. Я уехала не из-за слухов. Я разорвала связь с тем государством, которое ясно дало понять, что ему наплевать на меня, мои страхи и мои проблемы. Оно не только не собиралось меня защищать, но даже не хотело сказать пары успокоительных слов. В общем-то в этом не было ничего принципиально нового, но я была юной девицей, идеалисткой, и мне до того момента казалось, что всё иначе. А слухи или не слухи - это неважно. Хотя слухи были ого-го какие, френды вспоминают, что даже по ТВ что-то было.
(no subject) - leni2263 - Feb. 11th, 2015 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - monisto - Feb. 11th, 2015 08:59 pm (UTC) - Expand
kisunika
Feb. 10th, 2015 09:32 pm (UTC)
да, 17 лет - красивая дата.
а что еще сказать, не знаю
но не могу же я промолчать:)))
monisto
Feb. 10th, 2015 11:37 pm (UTC)
Я тебя люблю :)))
(no subject) - kisunika - Feb. 11th, 2015 07:45 am (UTC) - Expand
shoko_lapka
Feb. 11th, 2015 01:38 pm (UTC)
С громадным интересом прочитала! Предвкушаю продолжение!)
monisto
Feb. 11th, 2015 05:26 pm (UTC)
Будет, обязательно :)
eolika
Mar. 13th, 2015 12:43 pm (UTC)
Привет! А расскажи мне одну вещь!
У тебя же сын с раннего детства в Германии живёт.
Он в садик немецкий ходил? Или где-то в других местах с местными детьми общался?
Они играли в "войнушку"? Если да, то какие "воюющие стороны" были у детей?
monisto
Mar. 15th, 2015 12:48 pm (UTC)
Ты знаешь, насколько я помню, в детсадовском и младшем школьном возрасте доля этих игр у них была довольно мала. Они всё больше как-то в футбол играли, в карты юги-о, на великах гоняли или какие-то шалаши в парке строили. А если время от времени и бегали с пистолетами, то "воюющие стороны" у них были жандармы и разбойники :) Ну, такой аналог наших "казаков-разбойников", как я понимаю :) А потом, уже в гимназии, на какой-то момент внезапно "милитаризировались" :), накупили себе оружия, практически неотличимого от настоящего, но стреляющего крошечными пластиковыми шариками и несколько раз собирались на пересеченной местности побегать и пострелять. Но там стрелял либо каждый за себя и против всех, либо, если набиралось побольше народу, делились команды, и там воюющие стороны были "мы против вас" :) Сейчас это дело уже снова заброшено, время от времени ездят на пейнтбол.
В общем, всё очень аполитично :)
(no subject) - eolika - Mar. 15th, 2015 04:18 pm (UTC) - Expand
( нанизано монет: 31 — Нанизать монетку )

Календарь

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Темы

Powered by LiveJournal.com